| 
 БУДО 
 | 
 система боевых искусств 
 | 
| 
 АВАСЭ 
(ХИТО-Э МИ) 
 | 
 соединение, сложение; 
слияние с движением нападающего 
 | 
| 
 АЙКИ ОТОСИ 
 | 
 бросок отрывом ног партнёра от татами 
 | 
| 
 АЙКИДО 
 | 
 вид японского боевого искусства; 
путь (До) гармонии (Ай) с жизненной энергией (Ки) 
 | 
| 
 АЙКИДОКА 
 | 
 занимающийся айкидо 
 | 
| 
 АЙКИОТОСИ 
 | 
 бросок с подхватом обеих ног 
 | 
| 
 АЙХАНМИ 
 | 
 одноимённая позиция 
 | 
| 
 АРИГАТО 
 | 
 благодарю Вас (неофициально) 
 | 
| 
 АСИ 
 | 
 нога (от бедра до ступни), шаг 
 | 
| 
 АСИ-САБАКИ 
 | 
 техника передвижения, шаги 
 | 
| АСИ-СИБУМИ | 
техника передвижения по татами | 
| 
 АСИЮБИ 
 | 
 палец ноги 
 | 
| 
 АТО 
 | 
 назад 
 | 
| 
 АТЭМИ 
 | 
 удар в жизненно важную (уязвимую) точку тела 
 | 
| 
 АТЭМИ ВАДЗА 
 | 
 техника ударов в уязвимые точки тела 
 | 
| 
 АЮМИ-АСИ 
 | 
 попеременный шаг 
 | 
| 
 БОККЭН, БОКУТО 
 | 
 тренировочный меч из дерева 
 | 
| 
 ГАНМЭН 
 | 
 лицо 
 | 
| 
 ГАНСЭКИ ОТОСИ 
 | 
 бросок, при котором рука укэ зажата и нагэ воздействует плечом на его локтевой сустав 
 | 
| 
 ГИРИ 
 | 
 обязанность; 
то, что необходимо сделать 
 | 
| 
 ГОМЭН НАСАИ 
 | 
 извините; 
я сожалею 
 | 
| 
 ГО-НО СЭН 
 | 
 последовательная инициатива; 
техническое действие без учёта действий партнёра 
 | 
| 
 ГЭНСИН 
КАН 
 | 
 интуиция 
 | 
| 
 ГЭНСИН 
 | 
 интуиция 
 | 
| 
 ГЯКУТЭДОРИ 
 | 
 захват разноимённой рукой (захват левой рукой правого запястья оппонента) 
 | 
| 
 ГЯКУХАНМИ 
 | 
 разноимённая позиция 
 | 
| 
 ДАЙ ГОКЁ ОСАЭ 
 | 
 пятое удержание (кудзи осаэ) 
 | 
| 
 ДАЙ ЁНКЁ ОСАЭ 
 | 
 четвёртое удержание (тэкуби осаэ) 
 | 
| 
 ДАЙ ИККЁ ОСАЭ 
 | 
 первое удержание (оси, таоси, удэ осаэ) 
 | 
| 
 ДАЙ КУКЁ ОСАЭ 
 | 
 девятое удержание также как нанакё, только наоборот 
 | 
| 
 ДАЙ НИКЁ ОСАЭ 
 | 
 второе удержание (котэ маваси, котэмаки) 
 | 
| 
 ДАЙ САНКЁ ОСАЭ 
 | 
 третье удержание (котэ хинэри, сиборикимэ) 
 | 
| 
 ДАЙТАЙ 
 | 
 бедро 
 | 
| 
 ДАН 
 | 
 мастерский разряд; от 1 до 10 (сёдан, нидан, сандан, ёндан, годан, рокудан, нанадан, хатидан, кюдан, дзюдан) 
 | 
| 
 ДЗАДЗЭН 
 | 
 медитация в положении сидя сэйдза 
 | 
| 
 ДЗАНСИН 
 | 
 букв. "сохраняемый дух"; 
состояние духовной и физической уравновешен-ности и осознания ситуации; 
концентрация внимания 
 | 
| 
 ДЗАХО 
 | 
 правило перехода из стойки в позицию сэйдза и обратно 
 | 
| 
 ДЗЁ 
 | 
 деревянная палка (127,6 см.) 
 | 
| 
 ДЗЁДОРИ 
 | 
 Защитная техника против партнёра, атакующего палкой. 
 | 
| 
 ДЗИНТАЙ 
 | 
 тело 
 | 
| 
 ДЗИЮ ВАДЗА 
 | 
 выполнение приёмов в свободном стиле, где нет ограничений по атакующим и защитным действиям 
 | 
| 
 ДЗЭККЭН 
 | 
 нагрудная нашивка с личным именем и названием додзё 
 | 
| 
 ДЗЭНВАН 
 | 
 предплечье 
 | 
| 
 ДЗЭНПО КАЙТЭН УКЭМИ 
 | 
 страховка вперёд перекатом 
 | 
| 
 ДЗЭНСИН 
 | 
 тело целиком 
 | 
| 
 ДЗЭНТАЙ 
 | 
 сумма, итог; 
полный всеобщий, абсолютный 
 | 
| 
 ДЗЭНТАЙ 
 | 
 сумма, итог; 
полный всеобщий, абсолютный 
 | 
| 
 ДЗЮДЗИ НАГЭ 
ДЗЮДЗИ ГАРАМИ 
 | 
 бросок сплетением рук (руки образуют крест, обозначающий по-японски десятку; руки скрещены, локти в замке) 
 | 
| 
 ДОДЗЁ 
 | 
 букв. "место, где следуют Пути"; 
зал для занятий боевыми искусствами 
 | 
| 
 ДОДЗЁ-ТЁ 
 | 
 руководитель (ведущий мастер) додзё 
 | 
| 
 ДОЗО 
 | 
 пожалуйста начинайте 
 | 
| 
 ДОМО 
 | 
 спасибо (не официально) 
 | 
| 
 ДОМО АРИГАТО 
 | 
 благодарю Вас (формально) 
 | 
| 
 ДОМО АРИГАТО 
ГОДЗАЙМАСУ 
 | 
 большое спасибо (очень официально, за то, что происходит в данный момент) 
 | 
| 
 ДОМО АРИГАТО 
ГОДЗАЙМАСЬТА 
 | 
 большое спасибо (очень официально, за то, что уже завершилось) 
 | 
| 
 ДОСЮ 
 | 
 глава, Мастер Пути (нынешний Досю - Моритэру Уэсиба, внук Основателя) 
 | 
| 
 Ё 
 | 
 позитивное начало в природе (кит. Ян) 
 | 
| 
 ЁЙ 
 | 
 (при)готовьтесь 
 | 
| 
 ЁКО УКЭМИ 
 | 
 страховка вбок 
 | 
| 
 ЁКОМЭН 
 | 
 боковая сторона головы 
 | 
| 
 ЁКОМЭНУТИ 
 | 
 рубящий диагональный удар сбоку в голову 
 | 
| 
 ИАИ ГОСИ 
 | 
 бёдра занижены; 
устойчивая позиция 
 | 
| 
 ИАИ ХИДЗА 
(ТАГЭ ХИДЗА) 
 | 
 стойка на одном колене 
 | 
| 
 ИДО 
 | 
 движение 
 | 
| 
 ИДОРИ 
 | 
 приёмы, выполняемые из положения сидя (сэйдза) 
 | 
| 
 ИККИ-НИ 
 | 
 моментально, на одном дыхании 
 | 
| 
 ИН 
 | 
 негативное начало в Природе (кит. Инь) 
 | 
| 
 ИППОНКЭН 
 | 
 кулак с выставленным вперёд суставом пальца 
 | 
| 
 ИРИМИ 
 | 
 активный вход; 
вход с изменением направления атакующей силы 
 | 
| 
 ИРИМИ НАГЭ 
 | 
 бросок вхождением 
 | 
| 
 КАЙТЁ 
 | 
 глава школы (организации); 
эквив. Сэй До Кай 
 | 
| 
 КАЙТЭН 
 | 
 вращение, качение 
 | 
| 
 КАЙТЭН НАГЭ 
 | 
 бросок вращением; ути кайтэн нагэ (с уходом внутрь под руку) и сото кайтэн нагэ (с уходом снаружи) 
 | 
| 
 КАКАРИ ГЭЙКО 
 | 
 тренировка (занятие) по отработке техники от нескольких атакующих противников 
 | 
| 
 КАКАТО 
 | 
 пятка 
 | 
| 
 КАКУТО 
 | 
 тыльная сторона запястья (для удара) 
 | 
| 
 КАМАЭ 
 | 
 позиция, стойка 
 | 
| 
 КАН 
 | 
 интуиция 
 | 
| 
 КАН КЭН 
 | 
 предвидение, бдительность 
 | 
| 
 КАНСЭЦУ ВАДЗА 
 | 
 техника (приёмы) воздействия на суставы рук 
 | 
| 
 КАРАМЭ 
 | 
 связывать; 
арестовывать 
 | 
| 
 КАРУИ ГЭЙКО 
 | 
 непринуждённая, лёгкая практика (тренировка) 
 | 
| 
 КАРУМА 
 | 
 напоминает ваки гамаэ; клинок находится в горизонтальном положении 
 | 
| 
 КАСАКИ УТИ 
 | 
 непрерывно продолжающаяся атака 
 | 
| 
 КАСИ 
 | 
 ноги (от бедра до ступни) 
 | 
| 
 КАСУМИ 
 | 
 руки скрещены для маскировки замысла (приём "горный туман") 
 | 
| 
 КАТАГАТАМЭ 
 | 
 вариант кайтэн нагэ, при котором нагэ блокирует плечо партнёра и, сохраняя замок, опускает его на татами 
 | 
| 
 КАТАДОРИ 
 | 
 захват одежды на плече 
 | 
| 
 КАТАДОРИ МЭНУТИ 
 | 
 сложная атака; 
захват за куртку в области плеча с последующим прямым рубящим ударом свободной рукой 
 | 
| 
 КАТАМЭ ВАДЗА 
 | 
 техника удержания; 
включает: осаэ вадза, кансэцу вадза и симэ вадза 
 | 
| 
 КАТАМЭ ВАДЗА УКЭМИ 
 | 
 страховка при осаэ вадза 
 | 
| 
 КАТАНА 
 | 
 меч (традиционный японский меч) 
 | 
| 
 КАТАТЭ 
 | 
 рука (кисть) 
 | 
| 
 КАТАТЭДОРИ 
 | 
 захват за запястье руки партнёра одной рукой (полное название - кататэкубидори) 
 | 
| 
 КАЭСИ ВАДЗА 
СИ ВАДЗА 
 | 
 контрприёмы 
 | 
| 
 КИАЙ 
 | 
 фиксирующий крик; 
мгновенное сосредоточение духовной и физической энергии (тоже самое, что и айки) 
 | 
| 
 КИДЗА 
 | 
 положение на коленях, стопы опираются на носки пальцев 
 | 
| 
 КИМЭ 
 | 
 концентрация духовной и физической силы, напряжение всех мышц участвующих в выполнении технического действия 
 | 
| 
 КИХОН 
 | 
 основной, базовый 
 | 
| 
 КИХОН ВАДЗА 
 | 
 раздел основной, базовой техники 
 | 
| 
 КОКО 
 | 
 область между большим и указательным пальцами 
 | 
| 
 КОКОРО 
 | 
 сердце; 
дух, воля, интуиция; 
настроение, расположение духа 
 | 
| 
 КОКОРО ГАМАЭ 
 | 
 психическое состояние 
 | 
| 
 КОКЮ ДОСА 
 | 
 упражнение для развития энергии дыхания, выполняемое в сэйдза 
 | 
| 
 КОКЮ НАГЭ 
 | 
 бросок дыханием (бросков с таким названием в Айкидо множество; большинство из них - варианты базовых приёмов); 
раздел бросковой техники в айкидо не имеющих свои названия 
 | 
| 
 КОКЮ ХО 
 | 
 упражнение на концентрацию дыхания; 
моротэтори кокю нагэ или рётэмоти кокюнагэ удэороси ирими 
 | 
| 
 КОНДЗЁ 
 | 
 боевой дух; 
умение сдерживать свои эмоции 
 | 
| 
 КОРЮ 
 | 
 старый стиль 
 | 
| 
 КОСАДОРИ 
 | 
 захват руки партнёра одноимённой рукой (также айханми кататэдори) 
 | 
| 
 КОСИ 
 | 
 бедро (спор. термин) 
 | 
| 
 КОСИ НАГЭ 
 | 
 бросок через бедро 
 | 
| 
 КОСИИТА 
 | 
 деталь хакама - трапецевидная "спинка" сзади на поясе 
 | 
| 
 КОТАЙ 
 | 
 поменяйтесь 
 | 
| 
 КОТЭ 
 | 
 запястье 
 | 
| 
 КОТЭ ГАЭСИ 
 | 
 бросок поворотом запястья наружу в сторону большого пальца 
 | 
| 
 КОХАЙ 
 | 
 младший ученик 
 | 
| 
 КОХО КАЙТЭН УКЭМИ 
 | 
 страховка назад перекатом 
 | 
| 
 КУБИ 
 | 
 шея 
 | 
| 
 КУБИСИМЭ 
 | 
 захват за отворот куртки в области шеи, удушение 
 | 
| 
 КУДЗИКИ 
 | 
 натяжение 
 | 
| 
 КУДЗУСИ ВАДЗА 
 | 
 техника выведения из равновесия 
 | 
| 
 КУМИДЗЁ 
 | 
 парные занятия с палкой 
 | 
| 
 КУМИТАТИ 
 | 
 парные занятия с мечом 
 | 
| 
 КУСИН 
 | 
 войти (букв. "впрыгнуть") в атаку 
 | 
| 
 КУССИНУКЭ 
 | 
 уклониться от нападения 
 | 
| 
 КЭЙКО 
 | 
 совместные занятия; 
тренировка в боевых искусствах 
 | 
| 
 КЭЙКОГИ, ДОГИ 
 | 
 форменный костюм для занятий 
 | 
| 
 КЮ 
 | 
 ученический разряд; от 10 до 1 (дзюкю, кукю, хатикю, нанакю, рокю, гокю, ёнкю, санкю, никкю, иккю) 
 | 
| 
 МААЙ 
 | 
 понятие дистанции в боевых искусствах. 
 | 
| 
 МААЙКАН 
 | 
 контроль дистанции в процессе выполнения приёма 
 | 
| 
 МАВАСИ 
 | 
 поворот, вращение 
 | 
| 
 МАВАТТЭ 
 | 
 повернитесь кругом 
 | 
| 
 МАКИ ОТОСИ 
 | 
 бросок через плечо; 
нагэ завершает бросок, опускаясь на колено 
 | 
| 
 МАТЭ 
 | 
 ждите 
 | 
| 
 МАЭ УКЭМИ 
 | 
 страховка вперёд 
 | 
| 
 МАЭ-НО СЭН 
 | 
 овладение инициативой 
 | 
| 
 МИГИ ХАНМИ 
 | 
 правосторонняя стойка 
 | 
| 
 МИСОГИ 
 | 
 церемония очищения 
 | 
| 
 МИЯБИ 
 | 
 элегантность 
 | 
| 
 МОКУ РОКУ 
 | 
 каталог (перечень) приёмов 
 | 
| 
 МОКУСО 
 | 
 медитация с закрытыми глазами 
 | 
| 
 МОН 
 | 
 фамильный герб на костюме 
 | 
| 
 МОНЦУКИ 
 | 
 верхняя одежда с широкими рукавами и гербом на груди, рукаве и спине 
 | 
| 
 МОРОТЭ 
 | 
 кисти рук 
 | 
| 
 МОРОТЭДОРИ 
 | 
 захват руки партнёра двумя руками 
 | 
| 
 МУГА МУСИН 
 | 
 отрешённость 
 | 
| 
 МУНЭ 
 | 
 грудь 
 | 
| 
 МУНЭДОРИ 
 | 
 захват одного или двух отворотов одежды на груди партнёра 
 | 
| 
 МУСУБИ 
 | 
 завершение; 
единение 
 | 
| 
 МЭН 
 | 
 голова 
 | 
| 
 МЭНУТИ 
 | 
 рубящий удар в голову 
 | 
| 
 МЭЦУКЭ 
 | 
 концентрация внимания 
 | 
| 
 НАГАСИ 
 | 
 поток 
 | 
| 
 НАГАСИ ВАДЗА 
 | 
 переход от одного приёма к другому 
 | 
| 
 НАГЭ 
 | 
 тот, кто выполняет приём; 
обороняющийся 
 | 
| 
 НАГЭ ВАДЗА 
 | 
 техника бросков 
 | 
| 
 НИНДЗЁ 
 | 
 то, что необходимо делать 
 | 
| 
 НУКИТЭ 
 | 
 кончики выпрямленных пальцев 
 | 
| 
 НЭ ВАДЗА 
 | 
 техника захватов 
 | 
| 
 НЮНАН СИН 
 | 
 «мягкий» ум 
 | 
| 
 ОБИ 
 | 
 пояс 
 | 
| 
 ОДЗИ ВАДЗА 
 | 
 техника блокирования с контратакой 
 | 
| 
 ОЁ ВАДЗА 
 | 
 применение базовой техники (вариации) 
 | 
| 
 ОКУРИ-АСИ 
 | 
 разновидность подшага 
 | 
| 
 ОМОТЭ ВАДЗА 
 | 
 техника, раскрываемая перед публикой 
 | 
| 
 ОНЭГАЙСИМАСУ 
 | 
 пожалуйста (когда просят о чём-то; обычно: Пожалуйста, давайте позанимаемся вместе) 
 | 
| 
 ОСАЭ 
 | 
 давление, сжатие; 
фиксировать, удерживать 
 | 
| 
 ОСАЭ ВАДЗА 
 | 
 техника удержания 
 | 
| 
 О'СЭНСЭЙ 
 | 
 Великий Учитель (Морихэй Уэсиба) 
 | 
| 
 ОТАГАЙ-НИ РЭЙ 
 | 
 поклон друг другу 
 | 
| 
 РАНДОРИ 
 | 
 выполнение приёмов в свободном стиле, где нет ограничений по защитным действиям на определённый вид атаки 
 | 
| 
 РЁКАТАДОРИ 
 | 
 захват одежды на плечах партнёра 
 | 
| 
 РЁТЭДОРИ 
 | 
 захват за запястья обеих рук партнёра 
 | 
| 
 РИЦУДЗЭН 
 | 
 медитация стоя 
 | 
| 
 РИЦУРЭЙ 
 | 
 поклон стоя 
 | 
| 
 РЭЙ 
 | 
 ритуальный поклон; 
приветствие 
 | 
| 
 РЭЙГИ, РЭЙСИКИ 
 | 
 этикет. правила 
 | 
| 
 РЭНСЮ 
 | 
 напряженная работа (практика) над основами 
 | 
| 
 САБАКИ 
 | 
 перемещение, передвижение 
 | 
| 
 САТОРИ 
 | 
 просветление, озарение 
 | 
| 
 СЁМЕН-НИ РЭЙ 
ДЗОСЭКИ-НИ РЭЙ 
 | 
 поклон в парадную сторону додзё 
 | 
| 
 СЁМЭН 
 | 
 лицевая сторона додзё; 
лицо 
 | 
| 
 СЁМЭНУТИ 
 | 
 прямой рубящий удар в голову 
 | 
| 
 СЁСИН 
 | 
 сознание, разум начинающего (новичка) 
 | 
| 
 СИ 
 | 
 личность, персона 
 | 
| 
 СИДЗОКУ 
 | 
 род, клан, семья 
 | 
| 
 СИДОИН 
 | 
 старший инструктор (только в рамках школы, 4 - 5 Дан) 
 | 
| 
 СИКИ 
 | 
 церемония, стиль, форма 
 | 
| 
 СИККО 
 | 
 техника передвижение на коленях 
 | 
| 
 СИНАЙ 
 | 
 тренировочный бамбуковый меч 
 | 
| 
 СИНДЗЭН-НИ РЭЙ 
КАМИДЗА-НИ РЭЙ 
 | 
 поклон алтарю 
 | 
| 
 СИНДЭН, КАМИДЗА 
 | 
 место на лицевой стороне додзё, где расположен алтарь 
 | 
| 
 СИНРИН 
 | 
 дух; 
контроль внутреннего состояния 
 | 
| 
 СИНСИН 
 | 
 разум и тело 
 | 
| 
 СИНСИН СЮГЁ 
 | 
 тренировка разума и тела 
 | 
| 
 СИНСИН ТОИЦУ 
 | 
 единение разума и тела 
 | 
| 
 СИСЭЙ 
 | 
 осанка 
 | 
| 
 СИХАН 
 | 
 старший преподаватель (только в рамках школы, начиная с 6 Дана; вне её - сэнсэй) 
 | 
| 
 СИХО НАГЭ 
 | 
 бросок загибом руки за голову; 
бросок в четырёх направлениях 
 | 
| 
 СОДЭ 
 | 
 рукав на костюме для занятий 
 | 
| 
 СОДЭДОРИ 
 | 
 захват рукава одежды партнёра 
 | 
| 
 СОКУСО 
 | 
 носки (кончики пальцев) ног (для удара) 
 | 
| 
 СОКУТО 
 | 
 ребро стопы 
 | 
| 
 СОКУТЭЙ 
 | 
 нижняя поверхность пятки 
 | 
| 
 СОКЭ 
 | 
 глава стиля (наследник традиции по кровному родству; фактически глава семьи) 
 | 
| 
 СУВАРИ ВАДЗА 
 | 
 оба партнёра выполняют приёмы стоя на коленях 
 | 
| 
 СУВАТТЭ 
 | 
 садитесь 
 | 
| 
 СУДОРИ 
 | 
 движущая сила, импульс 
 | 
| 
 СУКАСИ ВАДЗА 
 | 
 техника, выполняемая на опережение действий (ударов, захватов) нападающего 
 | 
| 
 СУМИ ГАЭСИ 
 | 
 угловой бросок 
 | 
| 
 СУМИ ОТОСИ 
 | 
 бросок в "мёртвый" угол; 
бросок с использованием упора рукой в корпус или ногу (разрыв) 
 | 
| 
 СУМИМАСЭН 
 | 
 извините (чтобы привлечь внимание) 
 | 
| 
 СУРИ-АСИ 
 | 
 скользящий шаг 
 | 
| 
 СУТЭМИ ВАДЗА 
 | 
 приёмы с использованием т.н. "ложной жертвы" 
 | 
| 
 СЭЙГАН 
 | 
 естественный шаг; 
основная позиция 
 | 
| 
 СЭЙДЗА 
 | 
 положение сидя на коленях 
 | 
| 
 СЭЙКА ТАНДЭН 
 | 
 низ живота 
 | 
| 
 СЭЙКЭН 
 | 
 выставленная вперёд сторона кулака 
 | 
| 
 СЭЙСИН 
 | 
 сознание 
 | 
| 
 СЭМПАЙ 
 | 
 старший ученик 
 | 
| 
 СЭМЭГУТИ 
 | 
 благоприятная возможность (момент) для атаки 
 | 
| 
 СЭМЭТЭ 
 | 
 нападающий 
 | 
| 
 СЭН 
 | 
 инициатива 
 | 
| 
 СЭНДЗЮЦУ 
 | 
 тактика 
 | 
| 
 СЭН-НО СЭН 
 | 
 опережающая инициатива; 
перехват инициативы в момент начала действий партнёра 
 | 
| 
 СЭНСЭЙ 
 | 
 инструктор, преподаватель 
 | 
| 
 СЭНСЭЙ-НИ РЭЙ 
 | 
 поклон сэнсэю 
 | 
| 
 СЭНТЭ 
 | 
 берущий инициативу 
 | 
| 
 СЮГЭКИ 
 | 
 атака, нападение 
 | 
| 
 СЮТО 
 | 
 внутреннее ребро ладони 
 | 
| 
 СЮТЮ 
 | 
 концентрация 
 | 
| 
 СЮХАЙ 
 | 
 тыльная сторона кисти 
 | 
| 
 ТАЙАТАРИ 
 | 
 телесный (физический) контакт 
 | 
| 
 ТАЙАТАРИ УТИ ОТОСИ 
 | 
 бросок (опрокидывание) укэ блокированием его руки и вхождением в атаку ёкомэн ути 
 | 
| 
 ТАЙДЗЮЦУ 
 | 
 искусство владения телом; 
рукопашный бой 
 | 
| 
 ТАЙ-НО СЭН 
 | 
 опережающая инициатива; 
техническое действие с учётом действий партнёра 
 | 
| 
 ТАЙ-НО ТЭНКАН 
СИХО ГИРИ 
 | 
 упражнение на растягивание позвоночника с использованием приёма сихо нагэ 
 | 
| 
 ТАЙ-НО ХЭНКО 
 | 
 смена позиции, положения корпуса 
 | 
| 
 ТАЙ-САБАКИ 
 | 
 техника перемещения корпуса 
 | 
| 
 ТАЙТИКАРА 
 | 
 внешняя энергия; 
физическая, мышечная сила 
 | 
| 
 ТАНДЭН 
 | 
 точка концентрации энергии Ки; 
живот; 
биологический центр тяжести 
 | 
| 
 ТАНИН ГЭЙКО 
(ТАТЭКИ ГЭЙКО) 
 | 
 защита от (работа против) нескольких нападающих 
 | 
| 
 ТАНИНДЗУГАКЭ 
 | 
 техника против атаки нескольких партнёров 
 | 
| 
 ТАНОМО 
 | 
 широкие рукава на официальном костюме 
 | 
| 
 ТАНТО 
 | 
 нож (оружие). 
 | 
| 
 ТАНТОДОРИ 
 | 
 Защитная техника против партнёра, атакующего ножом. 
 | 
| 
 ТАТАМИ 
 | 
 тренировочное покрытие пола для занятий боевыми искусствами 
 | 
| 
 ТАТИ 
 | 
 положение стоя 
 | 
| 
 ТАТИ 
 | 
 меч (оружие) 
 | 
| 
 ТАТИ ВАДЗА 
 | 
 выполнение приёмов стоя 
 | 
| 
 ТАТИДОРИ 
 | 
 Защитная техника против партнёра, атакующего мечом. 
 | 
| 
 ТАТТЭ 
 | 
 поднимитесь, встаньте 
 | 
| 
 ТАТЭКИ 
 | 
 несколько нападающих 
 | 
| 
 ТАТЭКИ ГЭЙКО 
 | 
 защита от нескольких нападающих 
 | 
| 
 ТАТЭКИ УТИ 
 | 
 схватка (бой) с несколькими нападающими 
 | 
| 
 ТЭ ВАДЗА 
 | 
 техника руками (в отличие от приёмов с оружием) 
 | 
| 
 ТЭ УРА 
 | 
 внутренняя сторона запястья 
 | 
| 
 ТЭГАТАНА 
 | 
 «рука-меч» 
 | 
| 
 ТЭЙСЁ 
 | 
 основание пясти руки 
 | 
| 
 ТЭКУБИ 
 | 
 запястье 
 | 
| 
 ТЭНКАЙ 
ХАНТЭН 
 | 
 вход с поворотом через спину со сменой стойки (разворот на месте со сменой стойки); 
вход по направлению действующей силы 
 | 
| 
 ТЭНКАН 
 | 
 вход с поворотом через спину; 
вход по направлению действующей силы; 
поворот 
 | 
| 
 ТЭ-НО ХИРА 
 | 
 ладонь 
 | 
| 
 ТЭНСИН 
 | 
 уход с линии атаки 
 | 
| 
 ТЭНТИ НАГЭ 
 | 
 бросок "небо-земля" 
 | 
| 
 ТЭНУГУИ 
 | 
 небольшой платок для лица; 
также повязывается под шлем в кэндо 
 | 
| 
 ТЭТЦУИ 
 | 
 кулак-"молот" 
 | 
| 
 ТЭЮБИ 
 | 
 палец руки 
 | 
| 
 УВАГИ 
 | 
 верхняя часть тренировочного костюма 
 | 
| 
 УДЭ 
 | 
 рука (от плеча до кисти) 
 | 
| 
 УДЭКИМЭ НАГЭ 
 | 
 бросок с использованием руки партнёра в качестве рычага 
 | 
| 
 УКЭ 
ТОРИ 
 | 
 тот, на ком выполняется приём; 
атакующий 
 | 
| 
 УКЭ ВАДЗА 
 | 
 блокирующие приёмы 
 | 
| 
 УКЭМИ 
 | 
 букв."принимать телом"; 
страховка 
 | 
| 
 УКЭМИ ВАДЗА 
 | 
 страховка 
 | 
| 
 УРАКЭН 
 | 
 тыльная сторона кулака 
 | 
| 
 УСИРО ВАДЗА 
 | 
 приёмы от нападения сзади 
 | 
| 
 УСИРО КУБИСИМЭ 
 | 
 удушающий захват сзади 
 | 
| 
 УСИРО РЁКАТАДОРИ 
 | 
 захват плеч партнёра сзади 
 | 
| 
 УСИРО РЁТЭДОРИ 
 | 
 захват рук партнёра сзади 
 | 
| 
 УСИРО ТЭКУБИДОРИ 
 | 
 захват запястья партнёра сзади 
 | 
| 
 УСИРО УДОРОСИ 
 | 
 бросок (опрокидывание) укэ сзади 
 | 
| 
 УСИРО УКЭМИ 
 | 
 страховка назад 
 | 
| 
 УСИРО ХАНТЭН УКЭМИ 
 | 
 страховка назад 
 | 
| 
 УСИРО ЭРИДОРИ 
 | 
 захват шеи (воротника) партнёра сзади 
 | 
| 
 УТИ ВАДЗА 
 | 
 техника ударов 
 | 
| 
 УТИДЭСИ 
 | 
 живущий в школе (в додзё) ученик 
 | 
| 
 УТИМА 
 | 
 дистанция, необходимая для нанесения удара с шагом 
 | 
| 
 УТИТЭ 
 | 
 нападающий 
 | 
| 
 ФОНД АЙКИКАЙ 
 | 
 организация, отвечающая за развитие айкидо в Японии, в которую входит Международная Федерация Айкидо 
 | 
| 
 ФУДОСИН 
 | 
 непоколебимый ум; 
невозмутимость 
 | 
| 
 ФУКУСИДОИН 
 | 
 младший инструктор (только в рамках школы, 2 - 3 Дан) 
 | 
| 
 ФУКУСИКИ КОКЮ 
 | 
 абдоминальное (брюшное) дыхание 
 | 
| 
 ФУТАРИГАКЭ 
 | 
 техника против атаки двух партнёров 
 | 
| 
 ХАДЗИМЭ 
 | 
 начали 
 | 
| 
 ХАЙВАН 
 | 
 тыльная сторона предплечья 
 | 
| 
 ХАЙСЮ 
 | 
 тыльная сторона ладони 
 | 
| 
 ХАЙТО 
 | 
 внешнее ребро ладони 
 | 
| 
 ХАКАМА 
 | 
 широкие штаны в складку (часть традиционной национальной японской одежды) 
 | 
| 
 ХАНАСИ ВАДЗА 
 | 
 техника освобождения от захватов; 
также известна как хадзуси вадза 
 | 
| 
 ХАНМИ 
 | 
 стойка вполоборота 
 | 
| 
 ХАНМИ-ХАНДАТИ 
ВАДЗА 
 | 
 выполнение приёмов, при котором укэ стоит, а нагэ сидит 
 | 
| 
 ХАППО-БАРАКИ 
 | 
 полностью осознавать намерения окруживших нападающих 
 | 
| 
 ХАРА 
 | 
 живот; желудок 
 | 
| 
 ХАЯКУ 
 | 
 быстро 
 | 
| 
 ХИДАРИ ХАНМИ 
 | 
 левосторонняя стойка 
 | 
| 
 ХИДЗА 
 | 
 колено 
 | 
| 
 ХИДЗИ 
 | 
 локоть 
 | 
| 
 ХИДЗИДОРИ 
 | 
 захват локтя партнёра 
 | 
| 
 ХИДЗИКИМЭ ОСАЭ 
 | 
 удержания с помощью воздействия на локоть (вариант никё) 
 | 
| 
 ХИКИ 
 | 
 дёрганье, рывок, 
тяга, реверс 
 | 
| 
 ХИНЭРИ 
 | 
 скручивание 
 | 
| 
 ХИТОРИ ВАДЗА 
 | 
 «скрытное исполнение» (невидимое партнёру) 
 | 
| 
 ХИТОЭМИ 
 | 
 обычная стойка, стопы ног параллельны и направлены вперёд 
 | 
| 
 ХОМБУ ДОДЗЁ 
 | 
 Штаб-квартира (учебно-методический центр) организаций японских боевых искусств. (АЙКИКАЙ ХОМБУ ДОДЗЁ) 
 | 
| 
 ХЭНКА ВАДЗА 
 | 
 изменённая техника; 
начатый приём заменяется другим в ходе выполнения 
 | 
| 
 ЦУГИ-АСИ 
 | 
 разновидность подшага 
 | 
| 
 ЦУКИ 
 | 
 прямой удар кулаком 
в Айкдо это обычно тюдан ойцуки 
 | 
| 
 ЭМБУГИ 
 | 
 парадная (официальная) верхняя одежда; 
парадная форма 
 | 
| 
 ЭМПИ 
 | 
 локоть 
 | 
| 
 ЭРИ 
 | 
 лацкан, воротник, отворот одежды 
 | 
| 
 ЭРИДОРИ 
 | 
 захват за воротник партнёра 
 | 
| 
 ЮБИ 
 | 
 палец 
 | 
| 
 ЮГЭН 
 | 
 сокровенное; 
внутреннее содержание 
 | 
| 
 ЮДАНСЯ 
 | 
 обладатель чёрного пояса 
 | 
| 
 ЮКУРИ 
 | 
 медленно 
 | 
| 
 ЮМИ 
 | 
 лук (оружие) 
 | 
| 
 ЮРУЯКАНИ 
 | 
 плавно 
 | 
| 
 ЯМЭ 
 | 
 закончили 
 |